Иисус - Богочеловек?
В 451 году Халкидонский собор торжественно объявил, что Иисус был Богом и человеком. Это заявление преследовал цель прекратить продолжавшийся на протяжении длительного времени острый спор. одни придавали значение лишь человеческой сущности Иисуса, рискуя увидеть в нем только человека, другие были восхищены его божественностью до такой степени, что рисковали забыть о том, что он был человеком. А что он сам говорил о себе? Как и когда его признали Богом? И что происходит, когда люди говорят о том, что Иисус — Господь?
Вид на жительство?
Результат расследования о приписываемых Иисусу ипостасях приводит в замешательство. Человек из Назарета избегает ответа на вопрос о своей личности. Он не объявляет себя ни Мессией, ни Сыном Божьим, ни Сыном Человеческим, но осознает, что пошел дальше пророков. Он говорит не о себе, но о Боге; это не мешает ему быть перстом Бога (Лука 11: 20 енз, Но если я изгоняю бесов перстом Божьим, тогда Божье Царство достигло вас!) и с беспримерным авторитетом демонстрировать свою силу целителя и толкователя Закон.
Очевидно, что Иисус играет роль вестника конца света; но он оставляет в подвешенном состоянии вопрос о том, кто он есть. Он просто действует и говорит авторитетно (Марк 1:22-27 енз, Они удивлялись его учению, потому что он не наставлял их, подобно учителям Торы, но как имеющий власть. … Но Йешуа запретил нечистому духу: Замолчи и выйди вон из него! … дух испустил пронзительный крик и вышел из него. … Что это? Новое учение, а за ним стоит такая власть! … ). «Насколько» дальше пророков прошлого пошел Иисус, показано еврейским исследователем Давидом Флюссером: Иисус «единственный еврей античности, который заявил не только о конце света, но и о том, что новое время спасения наступило». Согласно христианской идее, подняв Иисуса из мертвых, Бог значительно возвысил его над пророками.
Вопрос о его личности, оставленный человеком из Назарета без ответа, был освещен благодаря опыту Пасхи. «Более чем пророк», который соответствует сознанию Иисуса, последовательно приобретает титулы, приписываемые Евангелиями назарянину: Господь, Христос, Сын Божий, Сын Человеческий, Слово. Эти титулы имеют такое значение потому, что Иисусом представлены, как назвал их апостол Павел, «новые твари» (2 Кор. 5:17 енз, … если человек находится в союзе с Мессией, он новое творение – старое прошло …).
Личность Иисуса остается тайной, и историк может лишь констатировать сверхъестественные свойства этого религиозного лидера, характерные черты которого исчезают в тот момент, когда кажутся обнаруженными [..].
Был ли Иисус духовным лидером, или пророком конца света, или вождем народа, или вдохновенным раввином? Его персона остается вне классификации, несмотря на стремление различных идеологий дать ей определение.
Верующий же созерцает следы, оставленные человеком из Назарета в истории и в текстах. Он приходит к заключению, что к этой тайне есть ключ. Этим ключом, говорит он, является Вера.
Иисус – «Господь»
Титул, который очень быстро распространился в античном христианстве, есть Кугiоs, Господь. В Семикнижии Kyrios, обозначение божественного, является греческим переводом невыразимой тетраграммы 21 на иврите. У язычников этот культурный титул соотносится со многими богами; им также называют обожествленных, правителей. Перенесенный на Христа, этот титул имеет для всех верующих исключительно обширное значение и выводит Иисуса за пределы человечества. Его арамейский эквивалент, Маr, сохраненный с притяжательным суффиксом, Маrаnа, наш Господь, в цитируемой святым Павлом литуртической формуле (1 Кор.16:22 енз, Если кто – либо не любит Господа, да придет на него проклятие! Марана, та! (приди, Господь наш!), несомненно представляет культурное название, использовавшееся общинами с семитским языком, начиная с иерусалимской общины.
Кугiоs действительно появляется наряду с другими титулами в речах, которые Деяния приписывают Петру и которые отражают достаточно архаичное состояние христологии:
Иисус есть «святой служитель Бога, получивший божественное миропомазание (4:27 енз, … собрались против Твоего святого слуги Йешуа, которого Ты сделал Мессией, …): Бог «Его возвысил десницею Своей в Начальника и Спасителя» (5:31 ензте, Бог вознес этого человека к Своей правой руке как Правителя и Спасителя, чтобы Израиль смог совершить покаяние и чтобы простились его грехи.); Он сделал Его «Господом и Христом» (2:36 енз, Итак, пусть весь дом Израилев твердо знает, что Бог сделал его Господом, и Мессией …). Иисус, таким образом, повышен в своей земной карьере от его человеческой сущности в начале деятельности до уникального положения, подчеркиваемого термином «Господь».(…)
Для Павла Христос пресуществующий участвует в какой-то степени в божественной природе. Его связь с Отцом онтологической (учение о структуре бытия), а не метафорической (перенос свойств одного явления на другой по анологии). (…)
Отметим, однако, что он еще не называет эксплицитно Христа Богом, может быть, за исключением одного пассажа с литургическим значением (Рим.9:5 син. библ. …их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь; а в енз, им принадлежат Патриархи; и от них, если говорить о физическом присхождении, пришел Мессия, который над всем. Да будет вовеки восхваляем Адонай! Амен.), в котором некоторые толкователи усматривают Отца, а не Христа.
Однако понятно, что если Павел сохраняет в доктринальном плане некоторую иерархию между Отцом и Сыном, то он старается ее ликвидировать в плане культурном. И теологический язык скоро присоединится к демаршу набожности. Это сделано в Послании к Титу, которое говорит о «великом Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе» (2:13 СБ: ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в ЕНЗ: продолжая ожидать благословенного исполнения нашей надежды, которая состоит в явлении Шхины великого Бога и в появлении нашего Избавителя, Мессии Йешуа.) .Со своей стороны пролог четвертого Евангелия декларирует со всей возможной ясностью одновременно и предсуществование, и божественную природу Сына: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово (1:1). Обычно считают, что Евангелие от Иоанна было написано в последние годы 1-го века. Пятнадцатью годами позднее Плиний младший, правитель Вифинии, расследуя дело христиан, отметил, что их культ обращен «к Христу как Богу». Однако с течением мысли, породившим ортодоксию Никейского собора, длительное время в древней Церкви существовал другой тип христологии, который ставил Сына в подчиненную позицию по отношению к Отцу: это так называемая субординационалистская христология. (…)