Мать Севера, скажи, как можно спать, когда объята пламенем кровать? Мать Севера, как выдержит земля Кровавый сор, усеявший поля? Туманно будущее, слепы его дети, дрожат как зайцы, чтоб не быть в ответе за тот тернистый и нелегкий путь. И трудностям в глаза не заглянуть... И вновь в моем сердце обида кипит, За их тот трусливый, беспомощный вид!" ("Mother North")
Несмотря на жуткий имидж основатель группы Сатир производит впечатление человека достаточно уравновешенного, культурного, образованного, хотя и немного самолюбивого. Сам он характеризует себя так:
"Я могу лишь перечислить тебе некоторые черты, описанные людьми со стороны. Я амбициозен, очень нетерпим, ориентирован на успех, своенравен, а также горд собой, своей музыкой и своим образом жизни. Непросто завести со мной дружбу, но если это удалось, то на меня можно абсолютно положиться. Настоящая дружба значит для меня очень много. Поверхностность меня не устраивает".
Его взгляды претерпели некоторые изменения за годы существования Сатирикона, его музыка тоже сильно поменялась. Группу было принято считать неким образцом блэка, и я полагаю, нет причин думать иначе даже сейчас.
"Музыку, создаваемую мною, трудно назвать чистым блэк-металлом. Скорее так говорится для упрощения классификации. В композициях Сатирикона можно услышать множество элементов норвежской народной музыки, средневековых мелодий и атмосферы, не всегда вызывающих ассоциации с блэк-металлом. Я очень плотно работаю над аранжировками и это сказывается. Хорошая музыка есть хорошая музыка. Вне зависимости от жанра! Это не только блэк метал, но и культ мрачных средних веков, заполненных смертью, чумой, замками, мечами, настоящими воинами... И где отсутствовали современные технологии. Я хочу напомнить, что блэк метал - музыкальный термин, изначально не имевший с сатанизмом ничего общего. Поэтому сатанизм не имеет никакого отношения к нашей музыке. Это все дерьмо, которое когда-то замутил Юронимус... Я ассоциирую Темные Силы с кем-то иным, а не с Сатаной. Что же касается адского пламени, то оно в Норвегии никогда не угасало. Основой христианства являются десять заповедей. Они представляются мне ничем иным, как слабоумием. Невозможно ведь всякий раз, когда что-то делаешь, думать о каких-то придуманных правилах. Нужно делать то, что считаешь правильным, а не поддаваться давлению норм. Никто не способен соблюдать все эти нормы и правила. Поэтому все это сплошное лицемерие, человек может в определенных ситуациях проявить слабость, но тот, кто лихорадочно пытается сделать свою жизнь по этим десяти заповедям, тот слаб во всем. Намного лучше осознанно, мужественно, бескомпромиссно шагать по жизни, развивать свою личность и искать собственный путь, не обращая внимания на окружение или глупые правила. Это ключ к счастью!
Наверняка моя страна жила бы лучше без белых Христосов. Именно они - опаснейшая зараза на этой планете. Викинги хорошо известны сжиганием церквей и своими военными инстинктами. Норсмены знали как пользоваться своим богатством, во время походов они насиловали монахинь, я всегда об этом мечтал... Я хочу сказать, что викинги знали как надо жить, а мы - нет. Мы могли бы у них многому научиться... А пока мы стоим на страже тотальной тьмы, сражаемся с христианством, которое противно звонам Природы. С тремя-четырьмя другими лидирующими группами мы имеем определенное влияние на людей".
Одна из таких групп - Сатирикон - была создана в сентябре 1991 года. Сатир был основоположником идеологии, создателем образа того Сатирикона, который нам известен, но на самом деле группу создали совсем другие люди. Это Карл Михаэл, Вегард и Хааврд.
"В конце 1991 года я увидел следующее объявление: "Экспериментальная дэт металлическая группа ищет вокалиста. Я позвонил, и ребята пригласили меня на прослушивание. Это было не более, чем свободное времяпрепровождение. У них не было названия и собственных песен. Мы играли обработки и иногда лишь пробовали играть собственные вещи, что не очень-то удавалось. Мы временно отложили это дело, чтобы набрать идей и все обдумать. Когда мы встретились вновь, то возникли идеи некоторых песни и нам понравилось работать вместе. Только с этого момента можно и нужно говорить о нас, как о группе. Выбор названия - моя идея".
Они сделали самостоятельно несколько репетиционных записей, продемонстрировали их своим знакомым. Получив значительное количество откликов приступили летом 1992 года к записи одноименного демо. Его в итоге удалось продать тиражом около 1000 копий. Однако к осени в группе начались проблемы - кое-кому пришлось уйти.
"После записи демо мы выставили Карла Михаэла и Вегарда, потому что они слишком мало работали, пропускали репетиции и не выказывали интереса продвигать группу".
Зато в составе появился Фрост. Группа вновь занялась творчеством, именно тогда была написана одна из интереснейших их композиций - "Ravens Black". Они закончили творческий поиск 1993, выпустив второе демо "The Forest Is My Throne". Теперь у них был свой стиль, своё лицо. Демо быстро разошлось тиражом в 1500 копий, группа просто больше не захотела допечатывать тираж.
"После второго демо ушел Хааврд. У него возникли трудности в семейной жизни и на работе, потому что он играл в группе блэк металла. В те времена некоторые идиоты поджигали церкви, были убийства, и Хааврд пожелал дистанцироваться от всего этого, хотя мы с удовольствием бы оставили его".
Распределение обязанностей в группе с тех пор предельно простое.
"Я сочиняю музыку, выдаю идеи для обложки и занимаюсь работой с прессой. Другие этим не интересуются. Они полностью полагаются на меня, хотя время от времени мне была бы нужна их помощь. Я основатель группы и вся концепция принадлежит мне. Карл Михаэл с удовольствием разыгрывает основателя только потому, что у него была идея собрать дэт проект. Он, правда, собрал нас всех и создал базу, но он никогда не был блэковиком, и поэтому никак не мог быть основателем нашей группы. Мне кажется, что он завидует и расстраивается, потому что мы его выставили и потому, что он никогда не верил, что однажды мы станем такими знаменитыми. Я от многих слышал, что он рассказывает обо мне всякую гадость и рассматривает группу, как свое детище".
"No Fashion Records" (Швеция) решили в итоге подписать Сатирикон. Двое оставшихся музыкантов стали работать над дебютным альбомом - "Dark Medieval Times". На полпути запись была прекращена - кончились выделенные лейблом деньги, а студия не хотела продолжать работу без выплаты аванса. Боссы лейбла уверили что деньги скоро будут, но Сатир с Фростом не захотели ждать и вложили в запись собственные сбережения, наплевав на эти обещания. Затем Сатир поехал в Григ Халлен (Берген) микшировать альбом. После пары дней он вдруг понял, что всё стало только хуже, вернулся обратно, в старую студию и смикшировал альбом там. Кассеты с записями были разосланы на различные лейблы и было получено достаточное количество предложений. Но в итоге верх взял лейбл Tatra, который был так впечатлён "Dark Medieval Times", что выкупил у группы мастер-ленту. Но дело было в том, что до этого они выпускали сугубо авангардную музыку, поэтому на "Tatra Productions" было решено создать специальный сублейбл - так и возник "Moonfog". С тех пор их альбомы выходят на маленькой фирме "Moonfog Productions".
"Мы получали много предложений от разных фирм, от очень маленьких независимых до таких больших фирм, как, например, "Century Media" и "Nuclear Blast". Я видел, что моя музыка хороша, и поэтому мотивы моего выбора я бы сравнил с выбором опытного моряка, знающего себе цену, корабля, который должен четко по правильному маршруту. Мы выбрали "Moonfog" и останемся на ней так долго, как сможем сотрудничать с "Tatra Productions". Эта фирма является подразделением "Tatra Productions", которая пользуется в Скандинавии чрезвычайно хорошей репутацией, потому что она проявляет мужество, беря на себя поддержку групп, которые пытаются проводить свою линию. У нас контракт непосредственно с "Tatra Productions" и мы делаем альбомы исключительно под лейблом "Moonfog", что является частью нашей концепции".
Популярность команды стремительно росла. Их дебютный альбом "Dark Medieval Times" был достаточно мощной и убийственной смесью войны и тьмы. Дебют сделан на основе средневековой тематики.
"Это результат возросшего интереса к самой атмосфере тех далеких времен. Что же касается лично меня, то мне трудно подобрать слова, чтобы объяснить свое отношение к этой эпохе. Думаю, кому нужно, те и так все поймут". Примерно в это время к ним присоединился гитарист группы Emperor - Самот.
"Это все было очень давно, аж в ноябре 1993 года. Я абсолютно точно могу сказать, что вступление Самота в нашу группу никак не отразилось на композициях, которые мы исполняли. Ведь это, в конце концов, я - автор всех песен группы! А с каких это пор они стали использовать акустические гитары и флейты, как мы? Или им принадлежит заслуга создания невероятной средневековой атмосферы? Нет! Нет! И нет! Мне не нравятся эти сравнения с Emperor настолько, что я расспрашивал об этом своих ребят, ребят из Emperor, Фенриза и еще многих других. И все они смеялись надо мной и утверждали, что это самая большая глупость, которую им приходилось слышать. Последующее тюремное заключение Самота никак не повлияло на судьбу группы. Какая-нибудь другая команда тут же демонстративно прокляла бы его и забыла. Но к нам это не относится. Мы взяли его не из-за громкого имени, а потому что нам просто нужен был хороший музыкант".
"The Shadowthrone", вторая работа группы, предложила фэнам более простой саунд. Но этот альбом стал своего рода прорывом, первой по-настоящему широко известной работой группы, которая принесла им популярность, почёт и уважение. После этого альбома в группу влились новые силы в лице Квелдульва, хорошо известного на блэк металлической сцене.
Следующий альбом "Nemesis Divina" вышел с подзаголовком: "Кто сможет выстоять, когда настанут яростные дни?" Этот альбом настолько высокого качества, что всем блэковикам пришлось потом крепко подтянутся - во всяком случае по части саунда. Саунд "Nemesis Divina" более тяжелый, резкий, с большим упором на бас и с более жестоким миксом!
"Наш бюджет составлял 120 тысяч норвежских крон - 20000 долларов. Включая кучу fuckin' норвежских налогов. Да. Для блэк метала это очень большие затраты. Но группы вроде Morbid Angel или Deicide имеют обычно в три раза больше! Такие деньги ушли вовсе не на оплату долгого пребывания в студии, а просто на аренду самой лучшей студии и услуги профессионального звукоинженера. Мы впервые работали в такой обстановке".
Таки образом, тогда их было трое и еще два сессионных музыканта.
"Увеличение состава никак не повлияло на мою музыку. Потому что я делаю ее сам. Я пишу музыку не в комнате для обсуждений, я пишу ее в одиночестве. Моим партнером в сочинении является только студия. Например, когда я записываю гитары, я могу сначала, допустим, записать ведущую гитару, затем ритм, а может и наоборот. Затем я пишу бас, а уж потом мы пишем все остальное. Так что количество народа в группе не влияет на мои песни. С другой стороны, раньше только Фрост мог мне что-нибудь присоветовать по изменению структуры композиции, а теперь у нас больше мнений, впечатлений, советов, и это сказывается несомненно положительно".
На снимках для этого альбома лица музыкантов вновь украшает корпспейнт. Но даже он делался отнюдь не кустарным способ, и здесь не обошлось без руки профессионалов.
"Самое большое влияние на меня оказали Том Уорриор из Celtic Frost и Дэд из Mayhem. Я знаю, как тонка грань между неприятным и эффектным. У нас профессиональные гримеры, и мы не признаем эту типичную бело-черную раскраску. Из-за клея кожа стягивается. Волосы посыпаются белой пудрой, чтобы выглядели обесцвеченными, как у мертвеца. Это подходит к нашей мрачной музыке, хотя были концерты, где я выходил на сцену в натуральном виде. Внутри группы нет условия, что каждый должен гримироваться, но важно чувствовать себя удобно. Крашусь я или нет, зависит от моего душевного состояния. На снимке к "The Shadowthrone" мне это было не нужно, а к "Nemesis Divina" наоборот. Это очень жестокая работа, и снимки должны были выглядеть по-другому.
Для раскрутки этого альбома был сделан весьма профессиональный видеоклип "Mother North". Съёмки его оказались делом весьма трудоёмким.
"О, это адский труд. В первый день мы работали восемь с половиной часов, чтобы получить сорок три секунды видео. А если вспомнить, что песня длится шесть с половиной минут, то можно представить, что это за работа. А с учетом того, что мы сделали две версии песни... Одна версия - для показа по европейскому телевидению. Другая - для домашнего показа. Всего на кассете будет три или четыре часа нашей музыки. Профессиональная запись, а именно такую запись мы старались сделать, очень сложна. Результаты, правда становятся видны только после окончания работы. Но если хочешь сделать все попроще и быстрее, иди на лесную поляну в Несоддене или Торскогене недалеко от Хвалера и снимайся там. Тоже ничего получится".
Надо сказать, Сатирикон всегда старались быть профессионалами и требовали к себе соответствующего отношения - они знали себе цену. Нельзя не упомянуть, что во время первого турне они вернулись с полдороги, прекратив выступления.
"Мы успели выступить во Франции. Бельгии, Голландии и Германии. Потом по согласию группы Dissection мы вернулись домой. Получилось это из-за того, что мы потребовали от фирмы, устраивающей турне, более просторного тур-автобуса. Автобус был огромен, как сам Ад, но для трех команд его явно не хватало, туалет не работал, кондиционер тоже, не было воды. А если учесть, что на дворе была траханная зима, то сами можете представить наше состояние. Сопровождение не говорило даже на английском, а не то, что на шведском или норвежском. Мы только сказали этим ребятам, что они не профессионалы, и что мы продолжим турне только, если они заменят обслугу на более профессиональную. Они, видно, решили, что это слова молодых идиотов, и только, и ничего не изменили. "Вы не поняли нас, извините, но мы завтра уезжаем" - сказали мы. И уехали. Что касается аудитории, то она встречала нас очень хорошо. Не все, конечно, но большинство. На концертах мы выкладываемся полностью, много экспериментируем. Играли много новых вещей, которые хорошо принимали зрители. Нам пришлось вернуть некоторую часть денег, и это несколько обидно, так как мы работали, как в Аду. Но зато мы получили огромный опыт по проведению турне, который нам пригодится в будущем. Самые лучшие слушатели - в Штуттгарте и Эссене".
Потом стало ясно - "Moonfog Productions" не хватило на то, чтобы заниматься организацией турне и дистрибуцией дисков Сатирикона во всём мире, и он решил присоединиться к дружной семье "Nuclear Blast". Это произошло в феврале 1997 года и контракт касался исключительно прав на распространение альбомов.
"После бесконечно долгих дискуссий мы решили распространять наши работы в Европе на фирме "Nuclear Blast", а фэны не должны волноваться, что Сатирикон пойдут в коммерческом направлении".
Затем, в апреле выходит - "Megiddo - Mother North In The Dawn Of A New Age". Здесь присутствует техно-ремикс "The Dawn Of A New Age", сделанный Апоптигмой Берзерком, что придало им новое значение и индустриальный звук. При помощи этого чародея звука и Андерса Оддена из Cadaver на миньоне сделан "Orgasmatron" Motorhead, причем сделан преотлично. Немало групп экспериментировало с клавишами, но редко кому удалось так органично сочетать блэк и индастриэл, как Сатирикон. Также на диске есть концертные версии "Forhekset", записанная во время турне по Германии, и "Night Of Divine Power".
После почти два года о группе не было ничего слышно.
"Важнейшей причиной такой долгой паузы стал приговор Фроста. Три года назад он дал по морде одному парню и был приговорен условно. Это очень интересная история. Больше чем через год после драки Фрост предстал перед судом, который приговорил его к общественно полезным работам. Другой причиной вынужденной паузы стала моя фирма "Moonfog Productions", которую мне надо было поставить на ноги. Сейчас у меня уже есть еще один сотрудник, так что я могу сосредоточиться на работе в группе. Сейчас мы записываем мини-альбом "Intermezzo II". Эта пластинка содержит четыре вещи. Когда мы в свое время записывали "Nemesis Divina", в нашем распоряжении были две версии заглавной вещи. Сегодня я могу сказать, что мы тогда выбрали неправильный микс. Сейчас у нас есть лучшая версия. Кроме того, мы исполнили песню бразильской блэк-дэт-группы Sarcofago и написали две новые песни. Мини-альбом выходит в мае, а через три месяца появиться наш новый альбом "Rebel Extravaganza". Я считаю, что мы стали еще более жесткими и вместе с тем атмосферными. Иногда это даже брутальный рок-н-ролл".
"Intermezzo II" содержал первую версию "A Moment Of Clarity", ковер Sarcofago "INRI", "верный" микс "Nemesis Divina" и "Blessed From Below". Работа получила 9.5 из 10 в Rock Hard. Кроме Сатира и Фроста на альбоме также ещё присутствует Квелдульв, исполнивший партии клавишных. Вскоре музыканты приступают к записи обещанного альбома "Rebel Extravaganza"...
"О стабильном составе можно забыть. Мне придется опять прибегнуть к помощи студийных музыкантов. Одно время к нам пытался присоединиться гитарист Dismember. Но он исчез. На уик-энд ему захотелось съездить в Швецию. И с тех пор он пропал. Не подходит к телефону, не отвечает на письма. И так уже 8 месяцев подряд. Смешно! Но это не трагедия, потому что я и Фрост - это Сатирикон. Для записи мини-альбома мы вызвали в студию гитариста хэви-металл-группы Conсeption. Кроме того, нам помогали люди из Gehenna и Фенриз из Darkthrone".
Сатир регулярно работает с Фенризом. Даже был создан совместный северный фолк проект The Storm, который в 1995 выпустил пластинку "Nordavind".
"The Storm был очень успешным проектом. Мы смогли продать в общей сложности 15000 пластинок, из них только в Норвегии 5000. Для маленького норвежского рынка это очень много".
Затем достаётся певице The Storm Кари Руэслаттен (The 3rd And The Mortal).
"Ее менеджер сплавил ее на большую фирму. Он считал, что из-за ее работы со мной и Фенризом она создала себе дурную славу. Итак, фрау Руэслаттен, официально отошла от The Storm и от "дьявольских парней" Фенриза и Сатира. Потом у нас неожиданно появилась проблема, когда пресса стала выставлять нас уголовниками. Эта фрау после ухода в индустрию стала заниматься танцевалкой и попсой".
Запись "Rebel Extravaganza" была начата в марте 1999 года, релиз был запланирован на весну/лето 1999 года. В мае 1999 года группа близка к завершению работ над ним и уже планируются летние выступления в его поддержку - Mind Over Matter Festival и With Full Force Festivals.
"Вы не представляете, как мы были заняты последние полтора года. Интенсивные репетиции перед записью "Intermezzo ll", которая произошла в январе 1999, фотосессии для альбома в Англии, затем снова репетиции и в марте мы начали записывать "Rebel Extravaganza". Фрост управился за 10 дней, а я всё продолжал работать. Он же стал готовить концертный репертуар с концертным составом, в начале мая я присоединился к ним и мы дали один концерт в Дании в конце месяца. Потом я снова вернулся в студию, работал постоянно там до конца июня, затем несколько фестивалей, ещё работа в студии, мастеринг и всё такое. Когда альбом был готов последовали сотни интервью, фотосессий, пресс-туры и т.д. После этого надо было репетировать с новым концертным составом и это заняло определенное время. Полагаю, так и подкралась осень".
Итак, работы над альбомом заняли больше времени и даже запланированное на 31 июля выступление в США на Milwaukee Metal Festival было отменено. Только в августе удалось поставить в этих работах точку. Релиз "Rebel Extravaganza" состоялся 19 октября 1999 года.
"В прошлом мы просто хотели остаться верными традициям жанра, сохранив его чистоту и оригинальность. Теперь же моя цель - сделать что-то новое, раздвинув рамки блэка как стиля. Я хочу сделать что-то запоминающееся, которое будет являться очевидным прогрессом в блэке как музыкально, так и визуально".
Имидж поменялся кардинально. Вместо средневекового деревянного трона, на котором восседал Сатир с длинным белым хаером и стандартным корпспейнтом, вместо шипов и заклепок на кожаном обмундировании музыкантов, вместо секир в их руках и гордого орла за спинами, теперь мы видим Сатирикон на какой-то помойке, в рваных и перепачканных майках, а заляпанная машинным маслом лысина Сатира и следы побоев на его лице логически довершают печальную картину.
"В настоящий момент меня больше вдохновляют всякие отвратительные, ужасные и злобные вещи, нежели средневековый романтизм, волшебство, героизм и величие ушедших дней. К оформлению нашего альбома мы подошли со всей ответственностью. Мы бы никогда не стали привлекать к этому любителя, который лишь месяц назад первый раз сел за "Photoshop". Поэтому сейчас мы работали с дизайнером, который уже шесть лет подряд получает в Норвегии премии за лучший дизайн. То же самое и с фотографом. Раньше он работал с Бьерк и Blur, а недавно я побывал на его выставке и был просто восхищен его работами. Поэтому я послал ему наш альбом "Nemesis Divina", который ему очень понравился, и мы решили работать вместе. Первым нашим опытом было оформление миньона "Intermezzo II", которое получилось весьма мрачным и минималистичным. То есть именно таким, каким я его хотел видеть. На новой фотосессии ключевыми словами для нас были: "грязь", "загнивание", "агрессия". И нам удалось полностью воплотить их в фотографиях, сделав их в десять раз экстремальнее любых блэковых фоток, которые я видел за последние время".
Что касается музыки, то на "Rebel Extravaganza" по прежнему остались фирменные сатириконовские атмосферные эпизоды ("Rhapsody In Filth", "End Of Journey" и "Down South, Up North"), но абсолютное большинство музыкального материала - это мощнейшая гитарная атака, плотная стена звука и леденящая душу атмосфера.
"Этот альбом тотально ориентирован на тяжелые гитары, но в нем проскальзывают и элементы индастриала. Я полностью удовлетворен гитарным саундом - на мой взгляд, это лучшее из всего, что мы когда-либо делали. Сначала нам было нелегко в этом плане, ведь обычно мы добиваемся более-менее приемлемого звука в студии, а основную работу по его оттачиванию выполняем на стадии микширования. В этот раз мы решили сделать все как надо, а только потом начинать запись. Мы перепробовали пятнадцать комбинаций различных усилителей, эффектов и гитар, пока не добились идеального звучания, сочетающего глубину ритм-гитары и остроту лид-гитары. Вообще, нет ничего удивительного в том, что наш новый альбом звучит немного иначе, чем его предшественники. Ведь "Nemesis Divina" вышел в апреле 1996 года, a "Rebel Extravaganza" - в сентябре 1999! То есть прошло почти три с половиной года - и если бы за этот период не было никаких изменений в нашем звучании, то вот это и было бы просто шоком! Я чувствовал, что наши фэны ждут чего-то нового, они хотят, чтобы мы сделали шаг вперед. Наш новый диск довольно сильно отличается от всех наших предыдущих работ. Не успел он выйти, как фэны и музыкальные критики окрестили нас индустриальной группой. Что ж, Сатирикон всегда были необычной блэк-металлической группой, для которой очень важно прогрессировать и постоянно привносить в свою музыку большое количество новых элементов. "Rebel Extravaganza" - новый шаг в развитии нашей группы. На этот раз я решил не использовать больше клавишные в том виде. в каком они присутствовали на наших альбомах раньше. Новый диск должен был стать очередной вехой в истории Сатирикона. Всем уже давным-давно надоели экскурсы в ретро-блэк и мы хотели сделать современный альбом. К этой задаче мы подошли со всей ответственностью. Если нам казалось, что где-то чего-то не хватает, то мы пытались прежде всего разобраться - а чего именно? И если наших технических возможностей явно не хватало для того, чтобы устранить недостатки, то мы использовали сэмплеры и секвенсоры. Часть гитарных партии мы также тщательно обработали, наложили массу эффектов, либо пропускали звук через кое-какие обработки, чтобы добиться желаемого результата. Мне кажется, что мы нисколько не отошли от своего стиля и играем все тот же блэк-метал, но только на новый лад. Мы также хотели, чтобы все песни с этот альбома сильно отличались друг от друга. Во многом этому способствовали приглашенные музыканты, которых на "Rebel Extravaganza" было полно. Несмотря на то, что ни один из них всерьез не участвовал в сочинении музыки, каждый внёс свою лепту. Один предложил вставить свой рифф, другой посоветовал немного изменить мелодию и т.д. Фенриз, например, сыграл на бубне всего в одной песне, гитару Снорре из Торнс можно услышать вообще всего в паре мест, но все эти мелочи сильно повлияли на альбом в целом. Я доволен работой всех приглашенных музыкантов и очень благодарен им за помощь".
Норвежская блэковая сцена вообще отличается постоянной совместной работой музыкантов различных групп. Не стал исключением и новый альбом Сатирикона, в записи которого приняло участие огромное количество народу.
"Санрабб из Gehenna исполнил партии гитары на сингловой версии "A Moment Of Clarity", а на альбоме в этой композиции уже записаны мои гитары. Снорре из Thorns тоже внес немалую лепту в новый альбом, записав несколько сольных гитарных партий. Если вы помните такую группу Cadaver, выпустившую несколько лет назад на "Earache Records" сплит с Carnage, то вот ее гитарист записал нам партии ритм-гитары на трех трэках, вошедших в "Rebel Extravaganza". Фенриз помог нам кое-где в плане перкуссии. Например, вы можете услышать его бубен в "Havoc Vulture" и гонг на "Prime Evil Renaissanse". Еще мы планировали позвать на запись Ричарда из Dismember, но он, к сожалению, не смог нам помочь".
И все равно Сатирикон остается дуэтом, состоящим из Сатира и Фроста.
"Фрост - не просто барабанщик. Он - мой духовный наставник. И хотя он не принимает активного участия в создании музыки, его ударные всегда были и остаются фирменным знаком Сатирикона. В остальном он лишь делится своими впечатлениями по поводу того, что я сочинил и дает кое-какие советы. Иногда я принимаю их в расчет, иногда - нет. Что касается партий барабанов, то в процессе сочинения мной песен я уже на 95% представляю себе какими они должны быть. Но у Фроста в большинстве случаев есть свой взгляд на это, и я стараюсь ему не мешать".
Вернемся к тематике последнего альбома. Чему посвящена его лирика?
"Supersonic Journey" рассказывает про Нострадамуса, a "Havoc Vulture" - про Христа. Остальная лирика основана на моей ненависти к людям. Особенно яркой в этом плане получилась песня "Prime Evil Renaissance", которая является квинтэссенцией мизантропии и чистой ненависти. В целом альбом получился немного урбанистическим, посвященным мегаполисам и будущему планеты. Поэтому и фотосессии мы проводили в соответствующем месте - в одном из лондонских туннелей, где была грязь и множество огромных крыс, размером, наверное, с кошку, которые спокойно разгуливали вокруг. Но вообще, моя неприязнь к людям и мегаполисам не является неким призывом к возвращению к средневековой жизни с отказом от всех благ цивилизации. Я живу вполне современной жизнью у меня есть хорошая тачка, компьютер, видео, отличная стереосистема... Но я предпочитаю жить в 80 километрах от Осло, вдали от суеты и наслаждаться спокойной жизнью. Я очень редко хожу в клубы и на концерты, потому что мне не нравится вся эта суета и скопление людей. У меня и без этого есть немало развлечений - чтение книг, просмотр фильмов, музыка, в конце концов. Я выбрал такой образ жизни, и мне он вполне нравится."
Количество проданных копий альбома вскоре перевалило за 50.000, он был признан классикой и критики не скупились на высокие оценки - "Metal Hammer", 7 из 7, Rock Hard 9.5 из 10. "Rebel Extravaganza" оказался на 22 позиции норвежских чартс по результатам продаж.
С 06.01.00 выступлениями в Берлине стартовало европейское турне, продолжившееся в других городах Германии, Австрии, Италии, Голландии. Оно завершилось 26.01.0 концертом в Ниймеген Штадтдийке. В итоге появились претензии к лейблу.
"Bообще-то на месте "Nuclear Blast" можно было бы поответственнее относиться к своей работе. Они отправили нас в мировое турне, откуда мы вернулись законченными олигофренами. Каждый день был для нас стрессом. Нам приходилось вставать в пять часов утра для того, чтобы укладываться в график. Как оказалось, это ни фига не помогало. Все постоянно обламывалось, без конца возникали какие-то напряги, времени то не хватало, то его было просто некуда девать, но никто его не использовал как следует. Кто-то почему-то решил, чти Фрост великолепно обойдется без багажа, и его оставили в аэропорту..."
Уже в январе 2000 Сатир и Фрост работают над материалами для фильма, посвященного событиям этого европейского турне и готовят сценарий для видеоклипа "Filthgrinder".
Итак, в январе состоялось турне по Европе в качестве хэдлайнеров, в феврале - мини тур по Норвегии, в марте-апреле турне по Америке снова в качестве хэдлайнеров, в апреле-мае - спецтурне с группой Pantera. Также в турне приняли участие музыканты из Powerman 5000.
Для Сатирикона это была ещё и прекрасная возможность сыграть там, где они сроду не играли и вряд ли сыграли бы сами. Это Испания, Словения, Великобритания и куча других мест. На зло всем критикам тур удался и в восторге остались все: и фэны, и сами музыканты. Но на этом дело не закончилось. Как нетрудно догадаться, в туре группы проводили много времени вместе, и вместе же уговаривали нешуточные порции алкоголя, в процессе чего в их мозгах рождались идеи одна безумней другой. Скажу сразу, Фил в этом деле мастак - он уже соорудил кучу разноплановых сайд-проектов, среди которых самым безобидным был Down, а кровавая дэт-мясорубка Necrophagia и злобная блэковая пилорама Viking Crown уже поимели некоторые проблемы с цензурой. Поэтому сейчас еще сложно сказать какая участь постигнет новорожденный all-stars band EIBON в составе Фила Ансельмо с Сатиром, а также таких монстров как Фенриз (Darkthrone), Киллджой (Necrophagia) и Маниак (Mayhem). Зато уже сейчас Филу не терпится рассказать об истории рождения этого проекта и о многих других вещах, так или иначе связанных с Черным Металлом.
"Как-то раз Киллджой из Necrophagia заявил мне, что хочет замутить вместе с Фенризом из Darkthrone новую группу. И что мне ни о чем не стоит волноваться, так как он сам уладит все организационные вопросы и соберет народ вместе. И что Маниак из Mayhem будет вокалистом, а Некробутчер возьмется за гитару. Потом оказалось, что в этом будет участвовать и Сатир... Вообще, в самом начале я не воспринимал Eibon как серьезный проект. Была какая-то неопределенность во все, тотальная суета и неразбериха. Фенриз носился вокруг, раздавая всем указания и создавая видимость созидательного процесса. А у меня в то время, между прочим, и других дел было по горло - как-никак Pantera в это время готовилась к выпуску нового альбома впервые за несколько лет".
"Но тут неожиданно выясняется, - продолжает Фил, - что я еще должен и петь на этом альбоме! Однажды Сатир приперся ко мне с листком бумаги и сунул его мне под нос со словами: "Угадай что это такое, Фил! Это моя лирика и ты будешь ее петь!" Честно говоря, я немного ошалел от такого напора. И хотя мои первые пробы понравились Сатиру, потом мы решили отказаться от этой идеи".
Не менее интересен и вопрос о стиле музыки Eibon. Что же решили играть такие разноплановые музыканты? Тут в разговор вступает Сатир. "Киллджой в самом начале подошел ко мне и сказал, что он хочет создать самую быструю, самую злобную блэк-металл группу в мире! И что она должна по музыке напоминать ранний Сатирикон и Emperor. На наше счастье он не успел поделиться своими творческими планами с Фенризом, потому что последний бы сразу ушел из проекта, как только бы заслышал о такой перспективе. Дело в том, что он с некоторых пор отошел от блэка и никаким калачом его не заманишь играть в этом стиле. Поэтому я потихоньку стал убеждать Киллджоя немного изменить стиль Eibon, сделать его более рок-ориентированным. Нет, конечно, не каким-нибудь говененьким роком, а именно рок-ориентированным БЛЭКОМ, злобным и прямолинейным. Причем техничность не должна тут быть на первом месте - никто из нас не хотел играть обычный быстрый техничный блэк, которого сейчас навалом. Я и в Сатириконе могу этим заниматься сколько мне угодно. В Eibon собрались очень сильные и талантливые личности, и мы хотели сделать нечто не совсем обычное, пусть не высокотехничное, зато ярко индивидуальное и интересное".
Ансельмо уже в течение последних нескольких лет заинтриговывал фэнов Pantera своими выступлениями в майках Darkthrone и других блэковых групп. Что это было - обычное позерство или же тайная любовь к этому экстремальному стилю? "Я познакомился с блэком еще в 1983 году. Естественно, это был Venom. Я тогда скупал все их альбомы, которые только мог найти. И, надо признаться, подобного дерьма я накупил тогда немало. Правда, во время свои переездов с места на место я подрастерял немалую часть своей виниловой коллекции, однако и до сих пор из нее осталось немало раритетов".
Сатир: "Ага, большинству фэнов Pantera даже в кошмарном сне не могло присниться, что Фил слушает блэк! Но, с другой стороны, ведь немногие догадываются, что я большой фанат драм-н-бэйса, а Фенриз - отличный ди-джей и пишет классную электронную музыку".
Фил: "Так вот, потом я затащился от Morbid Angel и Godflesh, но в целом дэт мне не нравился, для меня он был слишком скучным. Трэш привлекал меня больше, и я начал делать в Pantera именно то, что мне больше нравилось. А потом... Потом я услышал на компиляции лейбла Peaceville группу Darkthrone и их песню "A Blaze In The Nothern Sky". Это было как гром среди ясного неба! Это было мое второе открытие после Bathory! Бог ты мой, как это было сыграно, какая была непередаваемая атмосфера на том трэке! Я понял что хочу услышать этот альбом Darkthrone целиком. И не только его, а и других подобных групп. Так и началось мое знакомство с блэком 1990-х".
Ну и уж наверняка Фил не прошел мимо таких грандов блэка как Mayhem?
"Mayhem тоже пришелся мне по вкусу. Хотя сначала я его не расслушал и не врубился в них, пока меня насильно не усадили в кресло и не заставили прослушать их альбом от начала и до конца пару раз. Тогда я наконец понял их атмосферу. и особенно проникся вокалом. Но мне все же больше по душе Burzum, его примитивная злоба. И еще нежелание играть настолько быстро, насколько это только физически возможно - а так сейчас делают почти все блэк-группы".
Сатир: "Но Варг-то как раз и играл настолько быстро, насколько мог, ха-ха!"
Фил: "Затем пошли все эти энслейвды и эмпероры, сатириконы и горгороты... Потом в руки попадает какой-то фэнзин, а в нем четыреста тысяч этих групп, всех размалеванных корпспейнтом, в шипах с ног до головы, с мечами и факелами... И ты понимаешь, что хочешь послушать их всех, но этого сделать нельзя просто чисто физически. Да и не нужно. И я стал более избирателен в том, что я покупаю и что я слушаю".
Разница между основной массой сегодняшнего блэка и того, что было в начале 90-х весьма заметна. "Да, блэк стал сейчас более музыкален. Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Все зависит от личного вкуса. Вот Сатир знает, что я больше люблю примитивный, злобный блэк типа Darkthrone. Ранний Emperor в этом плане мне очень катит. А вот их альбом "Welkin at Dusk" заставил меня воскликнуть: "Эй, ребята, что же вы делаете?" Да и "IX Equilibrium" я не считаю злобной темной музыкой - это просто какой-то прогрессивный хэви-металлический альбом. Настоящий блэк заряжает меня энергией, возвращает меня к тем временам, когда мне было 15-16 лет. Что же касается сатанинской стороны этих групп, то я отношусь к ней весьма спокойно. На мой взгляд, это как раз то, что привлекает молодых фэнов к подобным группам - дух бунтарства, противостояния обществу. А потом уже начинаешь больше интересоваться музыкой, а не идеологией. Хотя иногда бывает и по-другому".
Учитывая то, что безудержная любовь Ансельмо к блэку 1990-х началась совершенно случайно, всего лишь с одной песни, услышанной им на сборнике Peaceville, несложно понять, что именно такие компиляции играют немаловажную роль в развитии и продвижении музыкальных стилей. Кто знает, какие последствия будет иметь для дальнейшего развития блэка недавно вышедший сборник "Moonfog 2000 - A Different Perspective".
Сатир: "Почему-то считается, что первопроходцы второй волны норвежского блэка - Darkthrone и Mayhem - черпали вдохновение у Venom и им подобных старых групп, но быстро создали свой собственный, неповторимый саунд. На самом деле это не так. Создателями фирменного звучания норвежских блэкстеров, которое впервые услышал мир на лонгплее Mayhem, были Thorns. Еронимус был фэном Thorns, и немало подчерпнул из их музыки. Я был хорошо знаком с Thorns и их материалом 88-89 годов, и знаю, что у них в то время единственным металлическим альбомом, в который они врубались по-настоящему, был слэйеровский "Hell Awaits". Никаких Bathory или Celtic Frost они тогда не слушали. И последователи Thorns, коими, несомненно, являются Mayhem, Enslaved, Emperor, Сатирикон и Burzum, вряд ли имеют корни в музыке Venom и Celtic Frost".
Нет ничего странного и в том, что любовь Фила к Darkthrone разделяет и Сатир.
"Я помню, что стал слушать "A Blaze In The Nothern Sky" еще до его официального выхода. Тогда при каждом прослушивании этой кассеты я испытывал непередаваемое словами чувство, как будто я находился с закрытыми глазами в темной комнате, и вокруг меня не было ничего, кроме черноты. АБСОЛЮТНОЙ черноты! Когда этот альбом вышел на пластинке, я был поражен, насколько точно к нему была подобрана обложка и какое потрясающее впечатление производит она в сочетании с музыкой. Но, к сожалению, немногим было дано сразу понять Darkthrone. Когда я только начал слушать этот альбом, никто его еще не знал и не слышал. И как-то раз я притащил его домой к своей подружке, где мы с моими друзьями (кстати, тоже блэкстерами) отмечали мой день рождения, и я поставил его им послушать. Так вот, никто из них просто не врубился в него! А я тогда просто не представлял альбома лучше, чем "A Blaze In The Nothern Sky". И до сих пор я фанат Darkthrone, хотя их музыка сейчас стала не такой интенсивной и потеряла ту атмосферу, которая приводила меня в состояние экстаза в начале 1990-х".
В сентябре 2000 Сатирикон уже практически доделывают видео, отбирая последние кадры. Группа также закончила написание материала для нового альбома и собирается направиться в студию весной 2001 года. В феврале видео "Roadkill Extravaganza" выходит в форматах VHS и DVD. Это свыше двух часов материала концертных съёмок, кадры из закулисной жизни и т.д. 8 февраля 2001 Сатирикон получают награду Alarm, как лучшая норвежская концертная группа 2000 года.
------------------------------------------------------------------------------------
Блэковая формация "Satyricon" приступила к деятельности в 1992 году, выпустив в свет одноименное демо. Лидером банды стал композитор, вокалист, продюсер и мульти-инструменталист Сигурд Вонгравен, скрывшийся под кличкой Сатир. В том же 1992-м "Сатирикон" выпустил тиражом 1500 копий свою классическую демку "The forest is my throne", с помощью которой группа заявила о себе в кругах метал-андеграунда. В 1993-м был заключен контракт с "No fashion records", и в августе "Satyricon" приступил к записи дебютного альбома. Однако посредине сессий оказалось, что лейбл не может больше оплачивать расходы на студию, и тогда пришлось раскошеливаться Сатиру сотоварищи.
Сигурд организовал собственную фирму "Moonfog", и "Dark Medieval Times" вышел под ее ярлыком. Этот альбом, сочетавший классический блэк-метал и средневековые мотивы, взял андеграунд штурмом. Успех был закреплен на следующий год выпуском диска "The shadowthrone", имевшим хорошие продажи и содержавшим блэковый гимн "Hvite Krists Dod".
В 1995-м "The forest is my throne" было переиздано в формате сплит-CD пополам с демо "Yggdrassi" от "Enslaved". Еще через год "Satyricon" постиг первый коммерческий успех, когда продажи альбома "Nemesis Divina" перевалили за стотысячную отметку, что для данного жанра было нечастым явлением. Сей факт позволил группе совершить свое первое европейское турне в качестве хедлайнеров (при поддержке "Dissection" и "Gorgoroth"). В том же году суровые норвежцы выпустили видео с композицией "Mother North", ставшей блэк-металлическим хитом 90-х.
Затем в студийной деятельности коллектива образовалась продолжительная пауза, компенсированная выходом почти одновременно альбома "Rebel Extravaganza" и макси-сингла "Intermezzo". Перед их появлением "Satyricon" подписал контракт на распространение своей продукции за пределами Скандинавии с известным немецким метал-лейблом "Nuclear blast".
В результате положительные рецензии на альбом появились не только в андеграундной прессе, но и в таких мэйстримовых журналах как "New musical express". Так что к началу нового тысячелетия сложились все предпосылки для увеличения хедлайнерских туров "Сатирикона". Группа не преминула этим воспользоваться и усердно колесила по Европе и Америке. Помимо этого норвежцы отмотали "полнометражные" гастроли на разогреве у мульти-платиновых металлистов из "Pantera".
Свой десятилетний юбилей коллектив отметил выпуском сборника "Ten horns – Ten diadems", а также появлением на ряде престижных фестивалей. Вдобавок к этому в свет вышел также свежий альбом – "Volcano", занявший в национальных чартах вторую строчку. Диск оказался настолько хорош, что стал самым продаваемым блэк-металлических релизом из Норвегии, а песня "Fuel for hatred" провела в тяжелой ротации целых шесть недель.